«Живопись для меня — это трудное понимание каких-то больших духовных истин, не осознанных и не понятых мной, это цветные переливы моей души и мыслей…»
С.А. Литвинов, 1975 «Странички из дневников»
Есть огромная притягательность в искусстве, неумолимая тяга к течению звуков, сливающихся в одну мелодию. В ее ритмическом «биении линий», в созвучии цветов рождаются движения волнительных трепетных ощущений. Эта притягательность необъяснима до конца. Кто хоть раз коснулся ее таинств, в ком заронилась искра жара искусства, тот остается ее пленником, паломником в ее храмы.
Мы не выбираем свою судьбу, каждый человек рождается в свое время и связан с ним. Григорий Ефимович Харин родился в 1924 году в селе Лазовке Петровского района Куйбышевской области. Великая Отечественная война коснулась каждого человека его поколения. Он воевал, служил в разведке, имеет боевые награды. Жажда стать художником привела его в студию замечательного педагога, художника Г. В. Огородова, что открылась в 1949 году при моторостроительном заводе. Личность Г. В. Огородова настолько глубока и незаурядна, что отразилась в судьбе многих уфимских художников.
30 лет бессменно руководивший этой студией в ДК «Ударник», интеллигент, он жил одной жизнью с учениками: тут же в студии рисовал с ними, ввел обязательное совместное обсуждение работ; устраивались выставки студийцев, совместные выезды на этюды. К нему тянулись, он умел увлекать, зажигать. Как сказал С. А. Литвинов (тоже студиец), Г. В. Огородов распахнул перед своими учениками врата в Храм Искусства, но войти в него могли только посвященные. Студийное братство, сформировавшееся еще в те годы, не распалось — его дух до сих пор жив и объединяет уфимских художников.
Галерея «Ижад», открывшаяся в 2002 году, как филиал музея имени М. В. Нестерова, в самом центре Черниковки, на площади имени С. Орджоникидзе, усилием многих людей оказалась действительно очень востребована. Самое странное, что в 50—60 годы, когда шло активное строительство Черниковки, здесь уже был открыт и работал выставочный зал от Союза художников. Потому не случайно, что юбилейная выставка художника Г. Е. Харина, приуроченная к 60-летию Великой Победы, проходит именно здесь; ведь вся его жизнь связана именно с этим районом.
Что художник без своей мечты, без своей песни? Ощущение света, чистоты, открытости души охватывает зрителя от посещения выставки Г. Харина, организованной его сыном из коллекции отца. Работ оказалось столь много, что поместиться смогла только часть, а многие так и остались «неузнанными». Хотелось показать больше, полнее. Ведь имя художника Г. Е. Харина, члена Союза художников СССР, РФ и РБ, заслужённого работника культуры БАССР до обидного мало известно зрителю. Его единственная персональная выставка проходила 30 дет назад, в 1974 году. Его знают, как автора картины «Снегири», а он сделал несколько ее различных вариантов, один из которых — из семейной коллекции — открывает экспозицию выставки.
Большой квадратный холст заткан кристаллическим сиянием заиндевевших шапок деревьев. И на этом белоснежном фоне, красуясь красными пузиками, повисая, словно елочные шары, уютно расположилась стайка снегирей. Есть именно в этом варианте картины упоительная, почти детская, радость принятия жизни, праздничность, вера в мечту. В картину погружаешься с головой, ей веришь, в ней утопаешь. Ритм снегирей задает мелодию, звонкую от простоты и ясности строя. Этот прием открытости композиции, распахнутости к зрителю — всегда с четким ритмическим движением — характерен для творчества Г. Харина. Это моменты осознания, постижения мира, его красоты, гармонии через изображение, открытие реальности, как учил его учитель Г. В. Огородов.
Одаренный тонким живописным чутьем Г. Харин стремится проявить жизнь природы в различных ее состояниях. Он много пишет с натуры в любое время года. Отталкиваясь от натурных впечатлений, от небольших этюдов, он работает на больших холстах. Его городские зимние пейзажи наполнены солнцем и ощущением праздника. По белым тротуарам новых улиц ритмуются новостройки с афишами и вывесками, с силуэтами прохожих. Из зимних пейзажей поразительно большое полотно «Синий вечер». Взрыв синего, колдовского, глубинного, ностальгии, манящей неразгаданности разливается, волнует, очаровывает, сияет как сапфир. Четко вырисовывается горизонталь желтых огней домов сквозь убегающие в небеса упругие вертикали обнаженных стволов деревьев.
Жар раскаленного лета с обилием трав, цветов, куш деревьев — все это звонкое разнообразие и богатство красок цепенеет, застывает в пике летнего солнцестояния («Солнечный день»). Сложны по красочному строю и волнительны по очертаниям горы Урала («Урал», «Зауралье»).
Но особенно удаются Г. Харину цветные пейзажи. В них в тихой затаенности ожидания тепла есть светлая грусть, есть нежность, есть надежда на возрождение. По-юношески звонко, чисто, трепетно ложатся решительные мазки переборов нюансов цвета («Весна на реке Деме», «Ледоход»). Наполнены звоном его цветущие деревья («Черемуха цветет»); живописны, пронизаны светом его лесные чаши («Березовая роща»).
Г. Харин, живописуя жизнь, утверждая ее, остается романтиком. В его работах живет ожидание сказки, желание вырваться за пределы обычного реалистического пейзажа в полет свободной мечты. Предстояние перед красотой распахнувшегося мира. Чувство удивления и paдости от соприкосновения, сопричастности этой красоте одаривает зрителя удивительной легкостью общего впечатления от посещения выставки Григория Ефимовича Харина.
С. Стремоухова