Свет творчества

размещено в: Блог, Харин Г.Е. | 0

«Живопись для меня — это трудное по­нимание каких-то больших духовных ис­тин, не осознанных и не понятых мной, это цветные переливы моей души и мыслей…»

С.А. Литвинов, 1975 «Странички из дневников»

Есть огромная притягательность в ис­кусстве, неумолимая тяга к течению зву­ков, сливающихся в одну мелодию. В ее ритмическом «биении линий», в созву­чии цветов рождаются движения волни­тельных трепетных ощущений. Эта при­тягательность необъяснима до конца. Кто хоть раз коснулся ее таинств, в ком заронилась искра жара искусства, тот ос­тается ее пленником, паломником в ее храмы.

Харин Г.Е. Лунная ночь
Лунная ночь. 1973 г.
Харин Г.Е. Речные просторы
Харин Г.Е. Речные просторы

Мы не выбираем свою судьбу, каж­дый человек рождается в свое время и связан с ним. Григорий Ефимович Харин родился в 1924 году в селе Лазовке Пет­ровского района Куйбышевской области. Великая Отечественная война коснулась каждого человека его поколения. Он вое­вал, служил в разведке, имеет боевые на­грады. Жажда стать художником привела его в студию замечательного педагога, художника Г. В. Огородова, что откры­лась в 1949 году при моторостроительном заводе. Личность Г. В. Огородова на­столько глубока и незаурядна, что отра­зилась в судьбе многих уфимских худож­ников.

30 лет бессменно руководивший этой студией в ДК «Ударник», интеллигент, он жил одной жизнью с учениками: тут же в студии рисовал с ними, ввел обязательное сов­местное обсуждение работ; устраивались выставки студийцев, совместные выезды на этюды. К нему тяну­лись, он умел увлекать, зажигать. Как сказал С. А. Литвинов (тоже студиец), Г. В. Огоро­дов распахнул перед своими учениками вра­та в Храм Искусства, но войти в него могли только посвященные. Студийное братство, сформировавшееся еще в те годы, не распалось — его дух до сих пор жив и объ­единяет уфимских художников.

Галерея «Ижад», открывшаяся в 2002 году, как филиал музея имени М. В. Не­стерова, в самом центре Черниковки, на площади имени С. Орджоникидзе, уси­лием многих людей оказалась действи­тельно очень востребована. Самое стран­ное, что в 5060 годы, когда шло актив­ное строительство Черниковки, здесь уже был открыт и работал выставочный зал от Союза художников. Потому не случайно, что юби­лейная выставка ху­дожника Г. Е. Хари­на, приуроченная к 60-летию Великой Победы, проходит именно здесь; ведь вся его жизнь связа­на именно с этим районом.

Харин Г.Е. Снегири
Снегири. 1962 г.
Харин Г.Е. Ледоход
Харин Г.Е. Ледоход

Что художник без своей мечты, без своей песни? Ощу­щение света, чисто­ты, открытости ду­ши охватывает зри­теля от посещения выставки Г. Харина, организованной его сыном из коллекции отца. Работ оказа­лось столь много, что поместиться смогла только частьа многие так и остались «неузнанными». Хотелось показать больше, полнее. Ведь имя художника Г. Е. Харина, члена Сою­за художников СССР, РФ и РБ, заслу­жённого работника культуры БАССР до обидного мало известно зрителю. Его единственная персональная выставка проходила 30 дет назад, в 1974 году. Его знают, как автора картины «Снегири», а он сделал несколько ее различных вари­антов, один из которых — из семейной коллекции — открывает экспозицию вы­ставки.

Большой квадратный холст заткан кристаллическим сиянием заиндевевших шапок деревьев. И на этом белоснежном фоне, красуясь красными пузиками, по­висая, словно елочные шары, уютно рас­положилась стайка снегирей. Есть имен­но в этом варианте картины упоитель­ная, почти детская, радость принятия жизни, праздничность, вера в мечту. В картину погружаешься с головой, ей ве­ришь, в ней утопаешь. Ритм снегирей за­дает мелодию, звонкую от простоты и яс­ности строя. Этот прием открытости композиции, распахнутости к зрителю — всегда с четким ритмическим движением — характерен для творчества Г. Харина. Это моменты осознания, постижения мира, его красоты, гармонии через изображение, открытие реальности, как учил его учитель Г. В. Огородов.

Одаренный тонким живописным чу­тьем Г. Харин стремится проявить жизнь природы в различных ее состояниях. Он много пишет с натуры в любое время го­да. Отталкиваясь от натурных впечатле­ний, от небольших этюдов, он работает на больших холстах. Его городские зим­ние пейзажи наполнены солнцем и ощу­щением праздника. По белым тротуарам новых улиц ритмуются новостройки с афишами и вывесками, с силуэтами про­хожих. Из зимних пейзажей поразитель­но большое полотно «Синий вечер». Взрыв синего, колдовского, глубинного, ностальгии, манящей неразгаданности разливается, волнует, очаровывает, сияет как сапфир. Четко вырисовывается гори­зонталь желтых огней домов сквозь убе­гающие в небеса упругие вертикали об­наженных стволов деревьев.

Харин Г.Е. Осеннее кружево
Осеннее кружево. 1963 г.
Харин Г.Е. Сенокос в Башкирии
Харин Г.Е. Сенокос в Башкирии

Жар раскаленного лета с обилием трав, цветов, куш деревьев — все это звонкое разнообразие и богатство красок цепенеет, застывает в пике летнего солн­цестояния («Солнечный день»). Сложны по красочному строю и волнительны по очертаниям горы Урала («Урал», «Заура­лье»).

Но особенно удаются Г. Харину цвет­ные пейзажи. В них в тихой затаенности ожидания тепла есть светлая грусть, есть нежность, есть надежда на возрождение. По-юношески звонко, чисто, трепетно ложатся решительные мазки переборов нюансов цвета («Весна на реке Деме», «Ледоход»). Наполнены звоном его цве­тущие деревья («Черемуха цветет»); жи­вописны, пронизаны светом его лесные чаши («Березовая роща»).

Г. Харин, живописуя жизнь, утверж­дая ееостается романтиком. В его рабо­тах живет ожидание сказки, желание вырваться за пределы обычного реалистического пейзажа в полет свободной мечты. Предстояние перед красотой распахнувшегося мира. Чувство удивления и paдости от соприкосновения, сопричастности этой красоте одаривает зрителя удивительной легкостью общего впечатле­ния от посещения выставки Григория Ефимовича Харина.

С. Стремоухова

Оставить комментарий