Юбилейная выставка ИЗО студии Дома культуры им. Калинина является итогом работы творческого коллектива за 15 лет.
Созданная в августе 1949 г. как кружок ИЗО в клубе «Ударник» (так назывался тогда Дом культуры).
Руководителем студии был приглашен через Союз Советских художников Башкирии — художник педагог Огородов Геннадий Васильевич, окончивший в 1930 году Саратовский Художественный техникум. За прошедшие 15 лет «Ударник» вырос в большой Дом культуры им. Калинина, кружок ИЗО превратился в большую ИЗО студию.
С первых дней организации и до настоящего времени в ИЗО студии имеются группа взрослых и большая детская груп¬па, занимающихся раздельно.
За 15 лет в студии занимались сотни человек взрослых: рабочие, служащие, педагоги, техническая интеллигенция и 500 человек детей, учащиеся многих школ Калининского района нашего города. Не все из них стали художниками самодеятельности или художниками профессионалами на всю свою трудовую жизнь, но смело можно утверждать, что каждый, кто занимался в студии, участвовал в работе ее творческого коллектива, получал свою долю знаний, как практического рисования, живописи, так, что особенно важно, знания искусства, его развития, его классического наследия и современности советского изобразительного искусства.
Занятия в студии по рисунку, живописи и композиции тесно увязывались с изучением творчества великих художников прошлого и современного советского искусства.
Проводилась большая воспитательная работа в коллективе: коллективные посещения художественного музея, всех периодических выставок художников Башкирии и передвижных выставок, читки и обсуждение волнующих статей художественных журналов, газет, участие в обсуждении выставок — все это углубляло и поднимало культурный уровень студийцев и они все эти волнующие интересные знания несли в окружающее население.
Изобразительное искусство не только расширяет кругозор человека, но дает людям разных профессий и чисто практическую пользу. Практические навыки в рисунке ни живописи необходимы не только конструктору, инженеру, архитектору, но и людям труда многих профессий.
Студия ежегодно устраивала отчетные выставки в Доме культуры им. Калинина, была непременной участницей республиканских и городских выставок художников самодеятельности, занимая на них первое место. Многие студийцы были участниками 1-й и 2-й Всесоюзных выставок самодеятельных художников.
Студия не отгораживалась в своей работе от жизни самодеятельности Дома культуры: периодический выпуск сатирической изо-газеты, написание задника для башкирского ансамбля, оформление спектакля драм, коллектива «На дне», участие в оформлении наглядной агитации, помощь детской библиотеке и многое другое.
В 1962 году студийцы выезжали в подшефный Охлебининский совхоз и провели немалую работу по наглядной агитации.
Около тридцати бывших участников студии стали художниками профессионалами, получив специальное художественное образование в средних и высших художественных учебных заведениях нашей страны.
В настоящее время десять человек студийцев учатся в Художественных учебных заведениях. Все участники студии по месту своей основной работы помогают в художественном оформлении наглядной агитации и оформления к праздникам.
Лучшими работами на выставке можно признать те, авторы которых прошли известную выучку, упорно работали.
Произведения молодых участников Изо-студии говорят о тщательном изучении натуры, о стремлении овладеть правилами рисунка и живописи. Это работы В. Крашенинникова, Г. Евдокимовой, Ю. Ростемберского, А. Бабенко, Р. Загирова.
Рисунки и акварельные работы В. Крашенинникова свидетельствуют о постепенном освоении «художественной грамоты».
В. Крашенинников внимательно изучает натуру, уделяет особое внимание построению рисунка. В портретах, выполненных им, чувствуются признаки индивидуального стиля. В. Крашенинников любит нежные легкие краски. Старается избегать «кричащих» тонов. Недавно В. Крашенинников поступил в Высшее художественное училище им. Мухиной в Ленинграде. До этого он работал слесарем.
Работы Г. Евдокимовой по профессии техника отличаются неплохими живописными качествами. Она хорошо чувствует цвет. Удачные этюды «Белая вечером», «Летний день». В них выявлены характерные черты летнего пейзажа. Начинающая художница уловила цветовоздушную среду. В портрете «Девочка в желтой шали» заметно стремление к творческому восприятию образа. Портрет выполнен в легких голубовато-желтых тонах.
Ю. Ростемберский посещает студию почти с самого ее основания. Более всего Ю. Ростемберский работает над портретом. В портрете он стремится к четкости характеристики. В некоторых портретах он добился известной типичности образов. Безусловно Ю. Ростемберскому нужно много работать над цветом, но он достиг известных успехов в технике мазка. Некоторые этюды портретов привлекают свежестью письма, приятной незавершенностью. Таковы этюды «Света», «Девочка в пестрой шали» и др.
В последних работах Ю. Ростемберский переходит к более строгой, лаконичной технике, стремясь отбросить все лишние детали. Так выполнен портрет солистки Башкирского ансамбля песни и пляски, ударника коммунистического труда Р. Миниахметовой.
Несколько работ слесаря Н. Бронникова отличаются неплохим рисунком, интенсивным цветом. Жизнерадостно выполнен портрет Р. Миниахметовой на ярком голубом фоне.
Интересны акварели токаря Р. Загирова. Р. Загиров еще совсем молод как художник. Студию он стал посещать недавно и не овладел еще правилами рисунка и живописи. Работы его по детски наивны, но в этом их своеобразная привлекательность. Автор по своему и искренне изображает виденное. Он пользуется своими оригинальными средствами. Такое самобытное искусство также имеет право на существование, если оно не превратится в шаблон. Так написан Р. Загировым портрет девушки яркими мазками — синими, зелеными, желтыми.
Работы токаря Н.Ф. Уткина говорят о постепенном овладении правилами живописи, например в автопортрете. На выставке представлены произведения целой группы самодеятельных художников, которые работают сейчас самостоятельно. Они занимались в студии до 1957 г. Многие из них достигли профессионального уровня: С.А. Литвинов, Г.Е. Харин, П.П. Сабанцев, П.Ф. Мураев, Н.И. Литвинов, Н.И. Каштанов и др.
С их творчеством мы знакомились уже на многих выставках. Архитектор С.А. Литвинов, прирожденный любитель сказочного жанра. Чтобы он ни писал — пейзажи или натюрморты, сказочность проявляется во всем. Сказочный жанр труден. Чтобы передать характер народных сказаний, нужно обладать большим мастерством и вкусом, хорошо чувствовать народную поэзию, обладать и собственной фантазией. С. А. Литвинов занимается живописью давно, у него много работ. Одни из них написаны на сюжеты сказов П. Бажова, другие перекликаются с ними по общему замыслу.
Статья из каталога «Юбилейная выставка ИЗО-студии Дома Культуры им. Калинина» 1964 г.
Один комментарий
Андрей
А после Огородова Г. В. Студией руководил его ученик Алабужев Аркадий Аркадьевич. Много лет пытаюсь найти что- нибудь о нем, нигде ничего нет. Последний раз его видел в 80-х, когда изостудию перебазировали из Калинина в «Машинку»