65-летию Победы в Великой Отечественной Войне посвящается

размещено в: Блог | 0
Ерёменко П.Я. В бою
Ерёменко П.Я. В бою
Огородов Г.В. После боя
Огородов Г.В. После боя. 1946 г.

65 лет отделяют нас от того долгожданного дня — дня Великой Победы 9 мая 1945 года, одержанной ценой больших потерь и страданий всех тех, кто сражался на фронтах, трудился в тылу. Светлой, благодарной памятью потомков овеян этот праздник, вызывающий в нашем сознании различные чувства — и бесконечной благодарности тем, кто отстоял нашу землю от фашизма, и скорби по ушедшим в годы войны или потом от ран и болезней, и радостное осознание того, что уже 65 лет мы живём в мире.

В эти священные для нашей страны, народа дни празднования Великой Победы художники Башкортостана показали зрителю выставку своих произведений. Она организована Министерством культуры Республики Башкортостан и Региональным отделением Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан. 121 автор —ныне здравствующие фронтовики и те, которых уже нет с нами, но продолжают жить их творения, а также действующие сегодня художники представлены в экспозиции произведениями различных видов — живописью, графикой, скульптурой, сценографией, декоративно-прикладным искусством.

Особенно приятно отметить, что среди участников — художники, которые вынесли суровые испытания военных лет, прошли шестьдесят пять лет мирной жизни, наполненной неутомимым трудом, и сегодня трудятся в нашем коллективе. Такой путь проделали наши славные фронтовики А.Т. Платонов, И.Л. Гутин, Г.М. Круглов, Г.Н. Березин, А.И. Панов. Мы отдаём им дань бесконечной благодарности, уважения, признательности, желаем им здоровья и добра! Мы вспоминаем сегодня их боевые подвиги и творческие достижения.

Алексей Трофимович Платонов

Отметивший в этом году свой девяностолетний юбилей, заслуженный художник БАССР Алексей Трофимович Платонов (р. 1920 г.) перед войной закончил художественное отделение Уфимского театрально-художественного училища и проходил срочную службу на западной границе нашей страны. С первых её дней он — в окопах, защищал штаб войск в Тысменице на Западной Украине. Пришлось пережить сложное, тяжёлое отступление, когда врагу оставались мирные города, сёла, надо было взрывать стратегические сооружения. На Дону в тяжёлых боях столкнулись нос к носу с противником. Потом был Сталинград, взятие и защита его северных рубежей под сильной бомбёжкой и артобстрелами, Орловско-Курская дуга, затем выступление в направлении Гомеля, Харькова. Войну закончил в Кенигсберге. Самой тяжёлой памятью войны для А.Т. Платонова было освобождение концлагеря на косе Фришнерунг, где 8 мая 1945 года наши войска освободили 42 тысячи пленных. Зрелище было настолько ужасающим, что перед ним померкло всё ранее пережитое. Он участвовал в комиссии по расследованию преступлений фашистов в этом лагере.

С 1946 года Алексей Трофимович стал активным участником выставок. В 1953-1955 годах был директором Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова, много сил отдал общественной работе в художественном фонде, Союзе художников, председателем которого был в 1955-1957 годах. Работал в жанровой живописи, в портрете, пейзаже, стоял у истоков монументальной живописи в республике в конце 1950-начале 1960-х годов. Сумел Алексей Трофимович довезти с фронта свои зарисовки с натуры, фиксирующие виды разрушенных городов, сцены солдатских будней. Эти документальные акварельные зарисовки 1944 года представлены в экспозиции выставки.

Илья Львович Гутин

В рядах ветеранов и заслуженный художник БАССР Илья Львович Гутин (р. 1918 г.) переживший два боевых ранения. Первое он получил на финском фронте в 1939 году, второе, приведшее к инвалидности, в 1942 году, когда он, командир стрелковой роты участвовал в сложной операции «Невская Дубровка». С 1944 года И.Л. Гутин работал в Башхудожнике, позже называвшемся художественным фондом, параллельно занимался творчеством. Филолог по образованию, живописец по призванию азы искусства он осваивал самостоятельно, развивая природный дар. Находясь постоянно в среде творческих художников, искал и нашёл свой мир, свою манеру письма. В 1970-х годах начал выставляться на республиканских, зональных, всероссийских выставках портретными, пейзажными работами. Всплеск творческой активности художника пришёлся на 1970-1980-е годы, когда он начал писать особенно смело, декоративно, сохраняя в произведениях первозданную чистоту чувств.

Григорий Михайлович Круглов

Биография народного художника БАССР Григория Михайловича Круглова (р. 1927 г.) — солдата и художника началась на Дальнем Востоке, где он проходил срочную военную службу и посещал изостудию при военном округе в 1944 году. С момента начала боевых действий на Японском фронте он был радистом полка связи, участвовал в освобождении Манчжурии, Кореи, за что имеет высокие награды.

Живописец, участник выставок с 1953 года, он работает в области жанровой живописи, портрета, пишет яркие, сочные натюрморты. Много сил Г.М. Круглов отдал шефской работе над селом. В 1960-е годы совместно с Г.С. Мустафиным они создали галерею портретов передовых тружеников Ермекеевского района Башкирии. В 1970-1980-е годы творческая дружба объединила Григория Михайловича с тружениками Кармаскалинского района республики, портреты которых украшают районный дом культуры.

В последние годы он написал несколько больших полотен, посвящённых генералу М.М. Шаймуратову. В экспозиции выставки представлена его живописная композиция «Напутствие» 2003 г., проникновенно воскрешающая страницы жизни самого автора.

Геннадий Николаевич Березин

Геннадия Николаевича Березина (р. 1927 г.) мы уже много лет знаем как умелого скульптора-костореза, а на этой выставке он показал живописную работу «Мой брат, гвардии лейтенант А. Березин» — портрет старшего брата Александра, лётчика, погибшего на фронте в 1944 году. Художник нашёл убедительную форму полотна, стилизованного под старую фотографию, в нём воплощён дух времени и образ мужественного, красивого офицера. Портрет свидетельствует о том, что не ушла боль потери из сердца автора, потому столько тепла и искренности в нём.

Геннадий Николаевич — сильный духом человек. Много мест и профессий пришлось ему в жизни сменить, многое пройти, чтобы последние тридцать лет посвятить искусству. Как и многие сверстники, в начале войны подростком трудился в рыболовецкой артели, работал возчиком, грузчиком в городе Бирске, где тогда жила семья. После гибели брата он подал заявление в военкомат о досрочном призыве на фронт, был зачислен в Уфимский парашютно-планерный клуб. В ноябре 1944 года он — курсант Чкаловского военно-авиационного училища пилотов. День Победы застал его на посту часового по охране самолётов. После окончания 22-й школы воздушных стрелков-радистов в п. Давлеканово Березина направили служить в авиаполк на Камчатку. Только в 1952 году он оставил военную службу и вернулся в Башкирию. В 1965 году закончил художественно-графический факультет Краснодарского педагогического института, а в 1970 году уехал на Чукотку. В связи с сезонной работой в объединении «СевероВостокЗолото» менял различные профессии: машиниста бульдозера, бурильщика, плотника, учителя рисования. По его словам, здесь он впервые встретился с бивнем мамонта, что и послужило поводом его обращения к искусству костореза. С 1994 года Г.Н. Березин живёт в г. Белебее, активно участвует в творческой жизни коллектива Союза художников Башкортостана, членом которого стал в 1997 году.

Александр Иванович Панов

Заслуженный художник БАССР Александр Иванович Панов (р. 1922 г.) на открытии выставки присутствовал в парадной форме военного лётчика — в белом кителе с орденами и медалями на груди. Было во всём его облике, в сохранившейся военной выправке ощущение внутреннего достоинства и мужественной красоты офицера — одного из тех, кто ковал Победу. Шестнадцатилетним юношей в 1938 году он начал работать на Уфимском моторостроительном заводе фрезеровщиком, откуда ушёл в 1942 году учиться в Ленинградское авиационное училище. В 1942-1944 годах А.И. Панов — авиационный техник II авиационного полка Закавказского военного округа. В 1944 году Александра Ивановича направили на учёбу в Руставское авиационное училище лётчиков-истребителей, будучи его курсантом, он совершал боевые вылеты, принимал участие в обороне города Баку, за что удостоен медали «За оборону Кавказа». В мирное время был лётчиком гражданского флота с 1946 по 1954 годы в Вильнюсе, затем до 1968 года в Уфе.

В Вильнюсе Панов посещал изостудию, создавал свои первые скульптурные работы и участвовал ими в республиканских выставках в Литве. На Уфимском моторостроительном заводе, где он работал лётчиком, организовал участок художественного литья и мог уже свои произведения отливать в бронзе, чугуне. Александр Иванович создавал портретные, жанровые композиции, работал в монументальной скульптуре. В 1975 году на территории завода установлен его памятник «Слава героям войны и труда», в 1985 году — памятник М.А. Ферину, многие годы успешно возглавлявшему это предприятие. Природный талант скульптора А.И. Панов в полной мере выявляет в отлитой из бронзы композиции «Герой Советского Союза Н. Гастелло» 1983 г., отличающейся ясностью образного, пластического решения. Рядом с ней экспонировалась работа автора 2010 года — «Генерал М.М. Шаймуратов», динамичная, с внутренним напряжением, хранящая уверенность руки мастера.

Эта выставка стала данью памяти о тех художниках-фронтовиках, которых уже нет с нами. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова предоставил для экспонирования их произведения. Сегодня мы вспоминаем о них поимённо.

Габдулла Амирович Амиров

Самостоятельная творческая жизнь Габдуллы Амировича Амирова (1915-1945?) только начиналась в предвоенные годы. В 1938 году он закончил художественное отделение Уфимского техникума искусств и начал преподавать здесь же, занимался живописью. В 1941 году ушёл на фронт. В его личном деле, находящемся в архиве художественного музея, хранится скорбное извещение на имя его жены Фаттаховой Амины, что «её муж, солдат Амиров Г.А. в бою за Социалистическую Родину пропал без вести в сентябре 1942 года». Но не суждено ему было погибнуть тогда. В той же папке хранятся несколько документов 1943 года, в которых сержанту Амирову Г.А. приказом Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза Сталина объявляется благодарность за отличные боевые действия по освобождению городов Белгорода, Харькова, Полтавы Кременчуга. Они воскрешают путь боевого сержанта, прошедшего все годы войны. Здесь же — его последняя телеграмма жене: «Нахожусь госпитале Тбилиси Чебадзе б привет Амир». Она датирована 20 февраля 1945 года. На этом жизненный след Габдуллы Амирова обрывается. Погиб ли он в последние дни войны или умер от ран — этот вопрос для нас остаётся открытым. Это был одарённый художник, благородный и скромный человек, о чём свидетельствует его «Автопортрет», одна из двух его работ, находящихся в собрании Башкирского художественного музея имени М.В. Нестерова.

Рахим Усманович Ишбулатов

Заслуженный деятель искусств БАССР Рахим Усманович Ишбулатов (1911-1967), тоже солдат войны с 3 августа 1941 года, вернулся домой живым, плодотворно работал до последнего дня жизни. Судьба хранила сержанта, командира орудия противотанковой батареи. Несмотря на напряжение военной жизни, он выбирает моменты для творческой работы. В письме к жене Магинур Бикбовой он сообщает, что создал эскиз «Герои обороны Ленинграда», ряд пейзажных зарисовок. В другом письме он с горечью пишет, что штыком по земле картину не напишешь, и мечтает о том времени, когда встанет к мольберту. В 1945 году Ишбулатов получил тяжёлое ранение, после сложной операции долго был прикован к постели, но нашёл в себе силы победить недуг и вернуться к полнокровной жизни. Он преподавал в Уфимском училище искусств, работал в живописи, вёл общественную работу, в 1957-1958 годах был председателем Союза художников, выступал как искусствовед. Жизненная и творческая судьба художника послужила прообразом Рахмана Ишбуллина в романе башкирского писателя Вазиха Исхакова «Бахтизин».

Творчество Р. Ишбулатова характеризует жанровая живопись, в которой тема войны, солдатского подвига заняла видное место. Особую ценность в этом ряду обрело полотно «Генерал Шаймуратов» 1960 г. Экспонирующаяся на выставке картина «Непокорённая воля» 1964-1966 гг. стала последней большой работой художника, в которой он выразил своё представление о мужестве, стойкости народного героя — Салавата Юлаева.

Алексей Васильевич Храмов

Заслуженный художник БАССР Алексей Васильевич Храмов (1909-1978) остался в нашей памяти человеком аскетической красоты, немногословным, честным. В составе гвардейского танкового корпуса он воевал на Ленинградском фронте. О солдатской судьбе художника мы узнаём из книги военного историка А.М. Самсонова «В годы войны», вышедшей в 1985 году. Он пишет о нём: «Ленинградский фронт. Немцы в 50-100 метрах. Голодный паёк. В окопах вода, холод. Отрезаны от своих. Потом окружение. Прорвали, но оставались на прежних позициях. Истощение — Храмова переправили в тыловой госпиталь, туда он прибыл совсем плохим, потерял сознание. Очнулся в покойницкой. Темнота кругом, что ни тронь — всё холодное. Пополз, упёрся головой в дверь, выбрался в коридор, сквозь туман в голове услышал пронзительный крик медсестры. Очнулся в постели». После долгого лечения бои под Сталинградом, форсирование Днепра, вернулся домой в декабре 1945 года после победы над Японией.

Храмов А. Портрет Миннгали М.Ш.
Храмов А. Портрет Миннгали М.Ш.
Огородов Г.В. Ярослав. Сын Огородова Г.В.
Огородов Г.В. Ярослав.

Идеалом Храмова — живописца стала мирная жизнь, лишённая драматических моментов. Этот идеал он воплотил в обширном цикле проникновенно-лирических пейзажей.

Николай Андреевич Русских

Всю войну на передовой сражался заслуженный художник БАССР Николай Андреевич Русских (1920-1979). Был тяжело ранен под Сталинградом, но дошёл до Победы. О его боевом пути говорят награды — «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены» и др. Боль воспоминаний о погибших товарищах звучит в полотне Н. Русских «Память сердца» 1970 г. Как творец, проявил себя многогранно, работая в области станкового, монументального искусства. Это был трудолюбивый, ищущий художник, дружил с живописцами более молодого поколения — А.В. Пантелеевым, А.В. Юдиным и вместе сними шёл в 1960—1970-е годы по пути поисков современных форм в искусстве.

Габдулла Сулейманович Мустафин

Для Габдуллы Сулеймановича Мустафина (1917-1994), вступившего уже в 1938 году в Союз художников, война стала, как и для других, той суровой школой, которая научила ценить жизнь, людей, придала мудрости и опыта. К человеку обращено послевоенное творчество живописца, создавшего в 1940-1960-е годы серию замечательных портретов деятелей башкирской культуры, тружеников села. Его «Портрет девушки-связистки» 1946 года — это лирическое посвящение труженицам фронта, сохранившим женское обаяние и теплоту.

Владимир Павлович Пустарнаков

Заслуженный художник РБ, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Владимир Павлович Пустарнаков (1924-2000) — живописец, всегда по-военному подтянутый, деловитый, чёткий. Ему выпала судьба служить в матушке-пехоте. Гвардии лейтенант 92-го Гвардейского стрелкового полка Степного, II Украинского фронтов он командовал пулемётным взводом, не раз держал с ним оборону на передовой от Воронежа до Кременчуга. Стойко держалась пехота, теряя бойцов, уцелевшие отходили на переформирование и вновь — в бой. Холодной осенью 1943 года форсировали Днепр, на третий раз удалось закрепиться на стратегической высоте. Владимир Павлович получил тяжёлое ранение — осколком пробило лёгкое. Почти год — по госпиталям. В 1945 году приписан к Ульяновской учебной дивизии, здесь формировались новые маршевые роты, уже были готовы выступить, но наступил май сорок пятого. Ещё в юношестве мечтавший стать художником В.П. Пустарнаков в 1946 году поступил в группу демобилизованных при комитете по делам искусств Министерства культуры СССР. В 1948 году он возвращается в Уфу, упорно занимается живописью. Две основные темы проходят через всё творчество мастера —тема величественной красоты родной уральской природы и пережитая тема войны. В его автобиографичном полотне «Прифронтовой эвакогоспиталь» 1985 г. заложена обобщающая идея высокого нравственного звучания о силе, достоинстве, мужестве русского человека.

Амир Султанович Арсланов

Три десятилетия выпало работать в искусстве заслуженному художнику БАССР Амиру Султановичу Арсланову (1926-1987). Семнадцатилетним юношей он ушёл на фронт, на полуторке возил снаряды на передовую, воевал в стрелковой дивизии II Прибалтийского фронта. Прошёл с боями всю Прибалтику, войну закончил на передовой в Шауляе. Война вернется в его живописи размышлениями о ценности человека, совершившего патриотический подвиг во имя жизни — он стал автором серии портретов ветеранов Великой Отечественной войны. Жанровые полотна А.С. Арсланова воплощают его мысли о нравственной силе и мудрости народа.

Константин Александрович Головченко

Добровольцем ушёл на фронт заслуженный художник БАССР Константин Александрович Головченко (1925-2003). При форсировании Днепра под Киевом был тяжело ранен, вышел из госпиталя инвалидом. В числе боевых наград художника Орден Отечественной войны I степени. Закончив Башкирское театрально-художественное училище в 1950 году, работал художником в театрах Читы, Благовещенска-на-Амуре, Хабаровска, Бийска, Севастополя. В 1968 году вернулся в Уфу, где много лет трудился в художественном фонде и постоянно работал творчески. На выставках часто появлялись его картины о войне, портреты её участников. В последние годы жизни он всё чаще обращался к теме мирного пейзажа родины.

Григорий Ефимович Харин

В дни, когда под Москвой решалась судьба нашей страны, в ряды её защитников встал заслуженный работник культуры БАССР Григорий Ефимович Харин (1924-2005), закончивший школу военных разведчиков. От Москвы до Восточной Пруссии пролегли фронтовые дороги мужественного солдата, увенчанного орденами и медалями Отечества. После войны он трудился на Уфимском моторостроительном заводе, но свою мечту стать художником всё-таки осуществил. Занимался в изостудии дома культуры им. М.И. Калинина у Геннадия Васильевича Огородова, заочно закончил университет культуры имени Н.К. Крупской, вошёл в среду профессиональных художников. Пользовался советами А.А. Кузнецова, Б.Ф. Домашникова, В.П. Пустарнакова, много работал с натуры. Он нашёл себя в пейзажной живописи, выявив в ней свои живописные, поэтические качества.

Харин Г.Е. Снегири
Харин Г.Е. Снегири. 1962 г.
Харин Г.Е. Лунная ночь
Харин Г.Е. Лунная ночь. 1973 г.

Галяутдин Абдрашитович Тюляков

Из-за болезни последние годы своей жизни был прикован к постели Галяутдин Абдрашитович Тюляков (1922-1998). Этот добрый, мажорный человек был активен в работе в художественном фонде, участвовал в выставках, стал членом Союза художников. Пройдя через войну, он сохранил поэтическую душу, был живым, эмоциональным человеком.

Самигулла Масифуллович Калимуллин

Заслуженный деятель искусств БАССР Самигулла Масифуллович Калимуллин (1914- 1989) свою профессию определил ещё в 1935 году, когда после окончания Уфимского техникума искусств пришёл работать художником в Башкирский театр драмы. Отсюда он ушёл на фронт и вернулся вновь после войны, проработав здесь до ухода на пенсию. Этот скромный человек был одарённым художником, обладающим живописным даром и той творческой фантазией, которой должен обладать сценограф. Он находил свой ключ к спектаклю, будь то башкирская драматургия или зарубежная классика.

Владимир Иванович Плекунов

Восемнадцатилетним юношей начал свой боевой путь заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник БАССР, лауреат Государственной премии БАССР имени Салавата Юлаева Владимир Иванович Плекунов (1923-2001), принявший участие в тяжёлых боях под Москвой, где получил серьёзное ранение ног. После длительного лечения в 1943 году был комиссован и начал работу художника в Саратовском театре оперы и балета, в 1947 году приехал в Уфу. С 1949 года он был сценографом Башкирского театра оперы и балета, главным художником. Оформил более двухсот спектаклей. Будучи на пенсии, оформлял спектакли народного театра, концерты во дворце культуры нефтяников в Уфе.

Плекунов В. Тропою грома
Плекунов В. Тропою грома
Плекунов В. Тропою грома
Плекунов В. Тропою грома 2

Борис Дмитриевич Фузеев

Народный художник БАССР Борис Дмитриевич Фузеев (1923-1997) — скульптор, могучий, красивый русский богатырь. Его биография воина началась в 3-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии II Украинского фронта. В должности младшего лейтенанта он принял участие в десантировании в тыл врага под Киевом, где шли кровопролитные бои за стратегический плацдарм на Днепре. Потом — передовая, механизированный корпус, брошенный на оборону в районе Яссы-Кишинёв. Здесь Фузеев получил контузию, но вернулся в строй. Затем — Болгария, Румыния, день Победы встретил на подступах к Праге. Но до возвращения домой было ещё далеко. В составе II Забайкальского фронта Борис Дмитриевич прошёл трудными дорогами Большого Хингана, участвовал в боях за освобождение Мукдена, Харбина. В 1946 году он возобновил прерванную войной учёбу в Московском институте декоративно-прикладного искусства у профессора М.Г. Манизера. Он стал автором одной из первых монументальных скульптурных работ в Уфе — композиции «Победа», установленной в 1955 году на одноименном кинотеатре. Тема войны, подвига проходит во многих памятниках и станковых работах мастера. Человеческое достоинство, мужественная красота героя звучат в экспонирующемся на выставке портрете «Молодой башкир» 1977 г.

Лев Владимирович Кузнецов

Скульптор Лев Владимирович Кузнецов (1923-1992), заслуженный художник БАССР, лауреат Государственной премии БАССР имени Салавата Юлаева вошёл в историю башкирского искусства как автор памятника «Героям Октябрьской революции и Гражданской войны», установленного в Уфе в 1975 году. Участник войны, Лев Кузнецов поздно, в сорок лет закончил Ленинградский институт живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В 1963 году он приехал в Уфу, участвовал в выставках станковыми произведениями, в основном, на историко-революционную тему. Работа над памятником стала логическим продолжением его творческих устремлений и результатом многолетнего труда.

Евгений Михайлович Цибульский

В августе 1941 года добровольцем ушёл на фронт восемнадцатилетний юноша, слесарь со станции Дёма Евгений Цибульский (1923-1977). После окончания военного училища он командовал стрелковым взводом на Сталинградском фронте, был ранен, через несколько месяцев снова встал в строй. В жестоких боях на Орловско-Курской дуге получил тяжёлое ранение в голову. Был комиссован и вернулся на родину. Образование скульптора получил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Евгений Михайлович творческую деятельность сочетал с преподавательской в Уфимской детской художественной школе №1, стал автором ряда монументальных и станковых работ. Композиция «Встреча» создана автором в 1975 году к тридцатилетнему юбилею Победы.

Александр Павлович Шутов

Уроженец Башкирии, заслуженный художник БАССР Александр Павлович Шутов (1925-2008) в 1943-1944 годах учился в Московском нефтяном институте, а в 1944 году был призван в армию. А.П. Шутов колесил по фронтовым дорогам на своей полуторке, благополучно завершил войну в должности рядового. В 1946 году поступил учиться в Ленинградский инженерно-строительный институт, а через год уехал работать в Сталинград. Работал лепщиком-декоратором в мастерской, которой руководил скульптор В.М. Цветков. Для него это была школа постижения профессиональных законов пластики, ритма, которые стали затем основой в его творческой деятельности скульптора. С 1956 года он стал участвовать в выставках, в 1969 году за работу «Башкирская невеста» был удостоен Серебряной медали Академии художеств. Шутов работал в области монументальной, станковой скульптуры, выявив в них свой уверенный почерк и мастерство.

Рауль Гатауллович Гумеров

Особое место в экспозиции выставки заняли фронтовые рисунки художников, выполненные в перерывах между боями, в госпиталях. В коллекции Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова хранятся в числе прочих работы заслуженного деятеля искусств БАССР Рауля Гатаулловича Гумерова (1911-2003). Старейшина башкирского изобразительного искусства, член Союза художников с 1937 года, интересно заявивший о себе как график и живописец ещё в довоенные годы, он не предполагал, что ему придётся осваивать многие военные профессии, столько пережить на войне. Уже в первые её месяцы рядовой пехотинец, затем связист артиллерийского полка Гумеров попадает в Белоруссию. Жестокие бои с превосходящими силами противника, полк окружён, отрезан от своих. Двадцать восемь дней оставшиеся немногие солдаты прорывались к своим, уже шёл снег, приходилось переплывать через ледяную реку. Оборванные, голодные, обессиленные, наконец, вышли к своим. В 1942 году старший сержант Гумеров получил медаль «За оборону Москвы», здесь он сражался в танковой бригаде. В 1943 году командовал взводом 74-го миномётного полка под Смоленском, Витебском, где развивалось упорное наступление советских войск. С полком он дошёл до Кенигсберга, здесь встретил окончание войны. Затем ночью полк погрузили в вагоны и через месяц они прибыли на Дальний Восток. Рауль Гатауллович участвовал также в боевых действиях в войне с Японией. Последующие долгие годы мирной жизни он посвятил книжной иллюстрации, в которой воплотил свой талант рисовальщика, оформив десятки книг художественной, политической, детской литературы. В 1936-1941, 1945-1971-х годах был художественным редактором Башкирского книжного издательства.

Сергей Васильевич Шишков

Своеобразно сложилась судьба Сергея Васильевича Шишкова (1915-1985). Образование он получил до войны в Московском художественном училище «Памяти 1905 года», затем война, фронт, тяжёлое ранение. Лёжа в госпитале, Шишков в 1942 году выполнил серию документальных зарисовок, представленных на выставке. В 1947 году он начал трудиться на Белорецком металлургическом комбинате инженером-проектировщиком. Работая здесь, не прерывал творческую деятельность. Нашёл для себя своеобразную технику графического искусства — монотипию, писал тонкие, вдохновенные акварели. Было в нём человеческое обаяние, внутренняя культура и горько было узнать в 1985 году о кончине этого светлого человека и художника.

Александр Александрович Астраханцев

Искусству книжной, станковой графики посвятил свою творческую жизнь заслуженный художник БАССР Александр Александрович Астраханцев (1922-1986). За военные подвиги в числе других имел медаль «За боевые заслуги». Он прошёл замечательную школу профессионального мастерства в Московском полиграфическом институте у известных мастеров А. Гончарова, П. Захарова. Более тридцати лет работал художественным редактором Башкирского книжного издательства, внеся значительный вклад в башкирскую книжную графику.

Современные художники

«Лето 1941 года» — так назвал своё полотно Илдар Гаянов. Автор убедительно показывает драматизм момента, когда из родных деревень уходят на войну ополченцы, ряды которых чётко читаются на фоне бирюзовой зелени полей. Сгустились тучи на грозовом небе, на фоне которого тревожными силуэтами читаются деревенские строения, пролетающие птицы. Аскетизм цветовой гаммы и широкий мазок усиливают мужественное звучание холста.

Созвучная по сюжету работа Хатипа Фазылова иная по содержанию. Её лейтмотив — вера народа в неизбежную победу. В ней светлыми серебристо-охристыми, голубыми и розовыми тонами окрашен простирающийся до горизонта холмистый пейзаж, на проселочной дороге — полуторка с сидящими в кузове новобранцами, на борту которой яркий плакат «Мы вернёмся с победой». Весь жизнеутверждающий строй полотна выявляет эту идею.

Тема проводов на фронт звучит и в картине Файзрахмана Исмагилова «Прощание». Если в первых двух произведениях определяющую роль в их эмоциональном строе играет пейзажный фон, то в последней главная роль отведена действующим лицам полотна. Фронтально, приближенно к зрителю на фоне горного пейзажа автор изображает башкирскую семью. За внешней сдержанностью мужа и жены угадывается их внутреннее напряжение, оно передаётся детям, которые тревожно жмутся к родителям. Картину автор посвятил своим землякам — жителям деревни Зуяково Белорецкого района, чьи судьбы ему дороги и знакомы, потому в нём звучат по-человечески тёплые, проникновенные ноты.

Мастер жанровой картины Ринат Атауллин представил на выставке два новых полотна — «В лихолетье» и «Победа». Реалистическую живопись художника отличает глубокая правда жизни, прочувствованность темы, цельность её эмоционально-пластического воплощения.

Новую грань военной тематики открывают Урал Мухаметшин в картине «Кони — фронту» и Финат Набиуллин в композиции «Налёт фашиста».

Великая Отечественная война для современных художников стала уже событием истории. Временная дистанция в 65 лет позволяет им давать собственную эмоционально-философскую, поэтическую оценку деяний и героев войны с точки зрения собственного понимания идей патриотизма, героизма. Это обусловило то богатство художественного языка, которым отличаются экспонируемые произведения.

Конкретные образы в картине Сергея Игнатенко «Музыканты. Прощание славянки» обретают обобщающий смысл. Духовная стойкость, несломленность русского солдата, прошедшего войны с горькими потерями — эта просветлённая идея как бы озвучена торжественной мелодией марша с его живительной верой в будущую Победу. Фронтальная композиция, строгие формы полотна придают ему монументальный характер, который, сочетаясь с напряжённостью колорита, выступает в созвучии с его мужественным содержанием. Случилось так, что близкий друг художника Лев Николаевич Фенин, ветеран войны, немного не дожил до 65-летия Победы. Его памяти Игнатенко посвятил эту работу, героическая мелодия которого звучит современно.

Ассоциативное восприятие событий войны — в работе Амира Мазитова «Клятва». В свойственной для него манере — экспрессии насыщенных форм, линий, вибрации цвета — автор передаёт своё поэтическое волнение, видение темы преемственности поколений, традиций, народного мужества.

Долгие пять лет наш народ шёл к Победе ценой огромных потерь и героизма наших воинов. Осознание этого лежит в основе работ Дамира Ишемгулова «Красное солнце. Отзвуки войны», Юрия Туника «Ушёл в вечность», Рината Волигамси «Ночь. Большая медведица» с её тонкой аллегорией, Камиля Губайдуллина «Нефтепромыслы Ишимбая. Письмо с фронта», Вакиля Шайхетдинова «Я ранен под Сталинградом».

Особенно пронзительно решение этой темы в картине Рафаэля Кадырова «Без вести пропавший», в которой автор применяет двухчастную композицию. В правой части холста — разорванное осколками снарядов и вспышками огня голубое небо, на фоне тёмной полоски земли — умирающий от ран совсем ещё юный солдат. В левой части — фигура застывшей от страшных предчувствий старушки. Драматическое по содержанию полотно получает в трактовке Кадырова глубокую образно-поэтическую окраску, заключённую в его режиссуре, пластическом воплощении.
О том, в каком напряжении жили и работали люди в тылу, дают представление работы Михаила Назарова «Рудник», суровая цветовая гамма и пластика которого олицетворяют атмосферу тех лет, и Евгения Винокурова «В тылу».

Самые светлые, победные дни войны также стали темой ряда произведений. Зуфар Гаянов назвал свой холст «На улицах Кенигсберга. По воспоминаниям отца». Есть в житейской сцене, показывающей присевшего отдохнуть после боя фронтового шофёра, убедительная правда и теплота.
Откровенно позирующие бравые советские солдаты на фоне поверженного города предстают в работе Мэлса Вафина — тщательно написанном портрете «Боевые друзья — победители. Весна 1945 года», посвящённом памяти отца.

Жизнеутверждающими интонациями пронизана работа Виктора Домашникова «Светлое Христово Воскресенье. 1945 год». Мажорно по звучанию произведение Вагиза Шайхетдинова «День Победы» с льющимися через край радостными эмоциями, светлыми красками. Взрывается яркими красками картина Станислава Лебедева «Победа» с обилием объединённых в одну композицию фрагментов разновремённых событий и деталей, каждая из которых вносит свою ноту в картину народного ликования. Ощущение всеобщего праздника заполняет живописное пространство композиции Ольги Цимболенко, в которой декоративное начало является определяющим в передаче её эмоционального содержания.

Для Василя Ханнанова это событие окрашено не только вспышками салюта, но и печалью о погибших, о тех больших жертвах, которые положил наш народ на алтарь Победы. Вот почему в его картине «Сура 48. Фатх. Победа» из серии «Бабушкин Коран» введён мотив приспущенного флага и столь драматично цветовое сочетание.

В контраст этому произведению мощным оптимистическим аккордом воспринимается полотно Джалиля Сулейманова «Журавлиная песнь». Его название ассоциируется у нас со знаменитыми стихами Расула Гамзатова, в картине заложена та же мудрость, что и в стихах. Это картина о вечном — о вечной ценности человека, о красоте и бесконечности жизни. Мысль о незыблемости жизненных начал заложена в эпической пластике холста, его композиции с изображением золотисто-тёплой земли, простора солнечного неба, стаи танцующих журавлей. В это вселенское пространство автор тонко вписывает и пространство человеческой судьбы.

В наше мирное время переносит зрителя произведение Муллаяна Давлетьярова «Майский день рядового деда Хасана», восходящее к народному примитиву, чарующее своей нарядностью, праздничностью. Рамиль Мигранов представил работу «Правнук победителя», которая невольно заражает искрами счастья, светящимися в лице, оживлённой фигуре мальчика, пейзажном фоне.
Герои представленных на выставке портретов, в основном, — ветераны войны. На фоне трафаретных работ серьёзностью подхода к решению произведения отличается работа Рашита Хабирова, добивающегося глубокой психологической выразительности образа, законченности композиции, рисунка, колорита. В «Портрете ветерана Великой Отечественной войны, народного художника РБ Г.М. Круглова» он изображает героя с абсолютно достоверным портретным сходством на фоне его мастерской с кистью в руке. Психологическая завязка произведения основана на показе духовной и физической силы человека, что выявлено в постановке его фигуры, выражении лица, подчёркивающем сосредоточенное состояние портретируемого. Собранность композиции, живописного решения, выполненного в градации серебристо-синих, голубых тонов, на фоне которых чётко читается крепко вылепленная голова героя, позволяют автору дать убедительную характеристику своему герою.

Небольшой по размеру «Портрет А.С. Хайдарова» кисти Абдуллы Абдулатипова интересен глубиной психологической обрисовки характера героя, обладающего благородной, вдумчивой натурой, и столь же благородным изобразительным решением.

Мысли о большой прожитой жизни героя заложены в портрете «Последнего ветерана деревни Янгазы Абрара Клысова», исполненном Римом Юнусовым. Неяркая цветовая гамма холста, аскетический пейзажный фон подчёркивают ощущение непросто прожитой жизни, что ясно читается в чертах этого мудрого старца, чей обращённый к потомкам взгляд очень внимателен и испытующ.

Скульптурная часть

Тема войны составляет главное содержание скульптурной части выставки. В её портретной галерее с романтически возвышенными образами участников войны — произведения Александра Панова, Гумера Мухаметшина, Людмилы Госачинской, Виталия Николаева. В работе последнего «Весна 1945 года» — близкий сердцу автора образ отца, трактованный с большой трепетностью. Солдат с почти детским лицом, в котором запечатлены следы боли и страданий, — один из скромных тружеников войны.

Востребован скульпторами и образ прославленного командира 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерала Минигали Шаймуратова, воинскую удаль которого выявляет Ханиф Хабибрахманов в конной композиции «Генерал М.М. Шаймуратов», а Ильгиз Файзуллин в крепко вылепленном его портрете акцентирует черты внутренней собранности, мужественности воина. Замечательно, что молодой автор, студент Уфимской академии искусств, поставил перед собой сложную задачу по созданию психологически выразительного портрета, и решил её, передав своё, весьма убедительное видение этого образа.

Отлитая в бронзе работа Фирданта Нуриахметова «Молящаяся» — это торжественная песнь, воспевающая образ женщины-матери, во все времена страдающая за судьбы своих сыновей. Статуарность постановки фигуры, лаконизм, собранность пластики скульптуры направлены на раскрытие образа обобщающего содержания.

Графический раздел выставки, как всегда, представляет произведения, исполненные в различных техниках. Драматичен, предельно детализирован рисунок Валерия Мельникова «Морщины войны», иная манера исполнения в рисунке Рамиля Маглиева «Защитник» из диптиха «Павшим в боях за Родину», построенном на растушёвке, мягкой передачи объёмов. Мифологический сюжет его композиции воплощает идею необоримой силы героя.

Мягкий по пластике и цвету акварельный лист Виктора Суздальцева «9 мая 2010 года» создаёт образ много пережившей, но сохранившей доброту и чистоту души пожилой женщины.

Убедительно воссоздана Рамилем Латыповым сцена концерта на передовой в момент короткой передышки между боями. Близкую этой работе по сюжету линогравюру Талгата Масалимова «Ай, Уралым!» отличает динамика стилизованных форм.

Изобразительный язык серии работ «Альбомчик», выполненных в смешанной технике с использованием бумаги авторского отлива, Ринат Миннебаев стилизует под детский рисунок, облекая свои размышления и чувства в неподдельно искреннюю, трогательную форму.

Отличительной чертой графического раздела выставки стало активное участие в ней, наряду с опытными художниками, молодых авторов, работающих в технике печатной графики, которые предлагают своё прочтение военной темы и техническое исполнение. Это даёт возможность говорить о появлении собственной школы башкирского эстампа. Здесь — линогравюры Романа Сайфуллина, листы из серии «Фронтовые дороги» Лилии Кунафиной в технике сухой иглы и другие.

Жюри отметило триптих «Эхо войны» молодого автора Дима Губайдуллина, офорты Ильдара Ганиева из серии «Живые и мёртвые», сюжетная транскрипция произведений которых отличает образность, эмоциональность, а изобразительный язык их офортов — современность.

Художники декоративно-прикладного искусства также сумели привнести в свои работы новое содержание, пластику, созвучные с идейно-тематической направленностью выставки и обогащающие её художественное звучание.

Исполнена драматизма работа Наиля Байбурина «Обелиск». Стелла-обелиск, обшитая старинным, потёртым временем иранским ковром, однозначно воспринимается как памятник тем бесчисленным жертвам, которые понёс наш народ в годы войн, репрессий. Текстовые компоненты, введённые в структуру произведения, сообщают ему пронзительно человечные, волнующие ноты.

Как яркий творческий коллектив зарекомендовали себя члены творческого объединения «СОS*МЫ» Наталья Бабина, Лариса Салиева, Альбина Сафиуллина, Ольга Суханова. Их изобретательность и на этот раз принесла свои добрые плоды: они сердцем соткали своё полотно «Дороги войны», проникновенно рассказав в нём о судьбах людей.

Прекрасное чувство цвета, тончайшее владение искусством батика вновь демонстрирует Земфира Галимова, чья композиция «Знамя» — взволнованный и страстный образ Победы.

Подобные конкурсные выставки, безусловно, стимулируют развитие изобразительного искусства в республике, служат делу нравственного, эстетического воспитания зрителей, являются школой профессионального мастерства для художников, которые чувствуют свою востребованность в обществе, получают моральную и материальную поддержку.

Валентина Сорокина

Статья из каталога «Республиканская выставка-конкурс на лучшее произведение изобразительного искусства, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2010 г.

Оставить комментарий