О Ростемберских

Галина и Юрий Ростемберские
Галина и Юрий Ростемберские

Если человек, начавший рисовать с детства, увлеченно занимается этим всю жизнь, значит, горит в нем огонек творчества и есть у него призвание.

Таковы самодеятельные художники-заводчане Юрий и Галина Ростемберские.

11 лет было Юрию, когда он пришел в изостудию, где вел занятия с начинающими художниками ныне заслуженный деятель культуры БАССР Геннадий Васильевич Огородов. 3—4 года учебы под руководством опытного и талантливого художника-педагога заложили прочную основу для последующего формирования Ростемберского как живописца.

1953 год. Первая самостоятельная дальняя поездка — в Ленинград на учебу в художественной школе при институте им. Репина. Таких школ тогда было всего две. Паренек из Башкирии поступил туда, выдержал испытательный срок, проучился три года. Все это — значительные вехи в его жизни.

С тех пор он с увлечением продолжает заниматься живописью вот уже третий десяток лет.

Ростемберский Ю.В. На Урале
На Урале
Облака
Облака

В чем своеобразие выставленных картин самодеятельного художника? С ранней ученической поры он отличался внимательным отношением к натуре, ясным, реалистическим ее восприятием. Но реализм этот несродни фотографии. Уже в тех работах есть признаки настоящего искусства: обобщенность, стремление проникнуть в суть явлений. В ленинградских этюдах и пейзажах ученика художественной школы весьма удачны попытки уловить и передать особое состояние, присущее объекту изображения, создать некий эмоциональный образ и вызвать у зрителя определенное чувство, настроение.

Серия портретов, созданная в 50-е и 60-е годы, отличается естественностью, отсутствием заданной позы у натуры, ученической добросовестностью письма и психологизмом. Таковы, например, «Портрет девочки», который в свое время был на Всесоюзной выставке самодеятельного творчества в Москве, «Автопортрет», лиричные «Портрет жены», «Читающая девушка» и другие.

Характер и душевное состояние человека прекрасно переданы и в портрете матери Виталия Крашенинникова — друга и коллеги художника. Умные и добрые глаза, жилистые почти мужские руки и извечная поза матери-труженицы.

Следующий период творческого пути, судя по представленным картинам, характеризуется пробой новых живописных средств, интересом к игре цвета и света. Это свидетельствует о динамизме творчества художника.

В последние годы Ростемберский много работает, часто выезжает на этюды, пишет пейзажные картины. Они отличаются пастельной мягкостью, бархатистостью и, главное, обобщенностью. Пусть не все эти работы закончены, но имеют они вполне завершенный вид. Это очень показательно, ведь пейзажные работы последних двух лет выполнялись часто за один сеанс.

Не забыт по-прежнему и портретный жанр. Здесь у Ростемберского намечается явная склонность к поэтизации человека. Взять, к примеру, изображение девочки с кошкой или портрет художника Н. Крашенинникова, где за внешней неброскостью натуры видна настоящая творческая личность, думающий, тонкий и душевный человек. А портреты сплавщика, передового слесаря завода и другие работы говорят о социальной зрелости художника, о том, что он все больше обращается к истинным ценностям жизни.

Девочка с красными бантами
Девочка с красными бантами
Ростемберский Ю.В. Танцор в башкирском костюме
Танцор в башкирском костюме

Приемы воплощения замыслов в некоторых полотнах повторяют положительные черты ранних работ, но уже без их школярской тщательности и скрупулезности письма (портрет Ф. Галимовой). В картинах чувствуется теперь добротность и сдержанная мощь цвета.

Половину выставки составляют работы Галины Ростемберской. Редкий и счастливый это случай, когда двое строят жизнь на общности интересов и увлечений. Многое из того ценного, что присуще картинам Юрия Ростемберского, можно отнести и к творчеству его жены. Это естественно, ведь в подобных условиях благотворное взаимовлияние художников неизбежно.

Упомянутая выше поэтизация натуры у Ростемберского прямо перекликается с общим поэтическим настроем работ Галины Ростемберской. Ей присуще яркое красочное восприятие мира, что отражено в представленных ею картинах.

Нельзя не обратить внимания на колористическое богатство, например, портрета Р. Ширгазиной. Яркое оранжевое платье — как удар! В белом цвете платка тонко подмечено и выражено то богатство нюансов, что доступно лишь человеку с редким живописным даром.

Это от природы. Не случайно первый же опыт Ростемберской в живописи (писанный маслом портрет Нади Дюндиковой) удался, обратив на себя внимание знатоков. Подобная зоркость на цвет в сочетании с поэтичной женственной душой позволяет находить красоту подчас в самом обычном, примелькавшемся. Именно это считал важнейшим признаком искусства великий француз Дени Дидро, говоря, что оно (искусство) заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Пейзажная картина, запечатлевшая давно исхоженные и обжитые места в городе, словно говорит:

— Посмотрите, как здесь красиво! И ездить никуда не надо, рядом. Идите, любуйтесь!

Для воплощения увиденной красоты художница имеет достаточно средств, она владеет разнообразной техникой письма.

На даче
На даче
Ростемберский Ю.В. Девчонка
Девчонка

Ростемберские — не профессиональные живописцы. Тем значительнее это их достижение — персональная выставка, и тем радостнее сознавать, какие безграничные возможности имеет наш советский человек для раскрытия своих талантов и всестороннего развития личности. Сами же «именинники» служат примером того, как нужно быть преданным своему призванию.

По уровню профессионализма эти художники, пожалуй, уже вышли за рамки, определяемые словом «самодеятельность», и способны теперь создавать значительные по идейному замыслу полотна. Верится, что эти работы, а также новые выставки и признание — не за горами.

Ф. Хакимов

Статья из каталога персональной выставки Галины и Юрия Росбемберских, 1978 г.

Оставить комментарий