Геннадий Васильевич Огородов

размещено в: Блог, Огородов Г.В. | 1

Творчество Геннадия Васильевича Огородова полузабыто. Никто не помнит 30 или 40 лет прошло с тех пор, когда в последний раз экспонировались его произведения на выставках. Персональная выставка, состоявшаяся в 1989 году, была посмертной.

В живописи Г. В. Огородов был лириком. Неизменно тяготея к камерной трактовке, предпочитал жанры портрета и пейзажа. Всю жизнь с достойным постоянством избегал официального искусства.

Огородов Г.В. Автопортрет
Автопортрет. 1966 г.
Огородов Г.В. Портрет жены художника
Портрет жены художника. 1958 г.

На портретах кисти Геннадия Васильевича только близкие ему люди. Реалист старой закалки, художник не допускал произвола в цвете или условности в передаче внешнего облика модели. У Огородова-портретиста в живописи всегда два «действующих лица» — непосредственно человек и опосредованно время, в которое жил этот человек. Поэтому портреты художника легко датировать.

В 1947 году Г. Огородов пишет автопортрет в военной форме с орденом Красной Звезды и гвардейским знаком на груди. Его без преувеличения можно назвать историческим по той образной точности, с которой он передал саму атмосферу первых послевоенных лет, типические черты военного поколения в характере одного человека.

Наследие Огородова-пейзажиста воспринимается как естественное продолжение традиции русской пейзажной живописи 2-й половины XIX века, которая не прерывалась и на протяжении всего века XX. Художники этой традиции скромно прошли по жизни, не искусившись «измами», не отразив романтики покорения и преображения природы, не вняв призывам «приукрасить и преувеличить». Они творили, каждый в меру своего таланта, черпая вдохновение все в тех же мотивах: весенних разливах, белых снегах, голубых далях. К числу таких пейзажистов относился и Г. Огородов.

Огородов Г.В. Новый дом
Огородов Г.В. Новый дом. 1972 г.
Огородов Г.В. В парке
Огородов Г.В. В парке

В истории изобразительного искусства Башкирии имя Г. Огородова занимает особое место. Помимо творческой, он и активной общественной, педагогической деятельностью внес существенный вклад в становление и развитие художественной жизни Уфы и республики. Так в 1926 году он один из организаторов и первый председатель Уфимского филиала ОМАХРРа, а в 1937 году опять же один из организаторов и первый ответственный секретарь Уфимского городского союза советских художников. В послевоенные годы художник тридцать лет своей жизни отдал руководству народной изостудией Дворца культуры им. Калинина.

Поэтому из его студии вышло так много профессиональных художников, живущих в разных городах страны. Это московские художники Ю. Ракша, Г. Сысолятин, П. Багин, А. Шестак, ленинградская театральная художница Н. Полякова, новгородец Н. Селиков, уфимцы С. Литвинов, В. Meос.

Искусствовед Л. Д. Ртищева

Все работы Огородова Г.В.

Один комментарий

  1. Самыми приятными воспоминаниями о Геннадии Васильевиче Огородове я живу вот уже более полувека. Дело в том, что в 1952-53 годах перед призывом в армию мне посчастливилось заниматься у этого художника с большой буквы в студии дома культуры «Ударник». Становлению Юре Ракша, первым наставником был именно Геннадий Васильевич. Помню: молодая нарядная женщина. недели две позировала. Человек 20-30 студийцев писали с неё портрет. Оплата: самый понравившийся портрет. Она выбрала работу Ю.М. Ракша. Геннадий Васильевич первый увидел в юном таланте большое будущее. По своим каналам выхлопатал чтобы его приняли на Худфак ВГИК. Это только один пример. Таких примеров было много. В газете Уфимские Ведомости № 80 от 20 октября 2016 прочитал статью «Он не вспышка, а озарение». где описывается жизненный и творческий пути Ю.М. Ракша. Очень хорошая статья. Надеялся прочитать о первом его наставнике, но увы обошли Г.В. Огородова без внимания. Надеюсь, талантливый журналистский состав газеты исправят своё упущение.

Оставить комментарий на Наиль

Нажмите, чтобы отменить ответ.